Любовь жениха и невесты требует проверки. Аскетика семейной жизни

1. Как ищут жену и мужа

Молодые люди нередко выбирают невесту по принципу «симпатичное лицо и хорошая фигура, мне приятно общаться с ней». А если она разонравится, ее можно просто заменить на другую, да? С таким подходом хорошую невесту не получишь. Будут лишь кратковременные «отношения без серьезных обязательств», то есть ущербный заменитель настоящей семьи.

Выбор жениха тоже нередко происходит по принципу: мужское обаяние и физическая сила; остроумие; деньги и связи; талант в сочетании с напористостью. И опять – на хорошего жениха рассчитывать не приходится, будет притягательный временщик, и только. Это подтверждают социологические данные.

В нашей стране 9 из 10 заключенных браков кончаются разводом. Почему так много? Часто у молодых людей даже нет цели найти человека, с которым проживешь всю жизнь. У жениха и невесты строятся такие отношения, как будто человек – это вещь: попользовался им и поменял на более престижную и функциональную вещь.

Общество потребления и любовь понимает потребительски: «Я люблю жену, я люблю кофе с молоком». Через запятую идут человек и напиток. Я потребляю кофе, я потребляю жену[1]. Если потребитель жену разлюбит, он подыщет ей замену, полюбит заменителя жены. Разве это любовь?

Настоящая любовь – не потребительская, а жертвенная. Сколько в нашей любви жертвенности – ровно столько в ней ценности, как в золоте. Сколько в нашей любви потребительского самолюбия – ровно столько в ней посторонней и вредной примеси. Спросим: какой пробы наша любовь? Как переплавить любовь так, чтобы она очистилась от примесей и стала высокопробной?

Если любовь жертвенная, то любящий человек хочет не только получать что-то хорошее от любимого, но готов и отдавать, жертвовать. Не обязательно героически жертвовать жизнью. Тяжелая повседневная жертва – забывать свои эгоистические желания, справляться с болезненным самолюбием. Если жениху и невесте удается преодолевать свой эгоизм, у них обязательно получится крепкая счастливая семья. Получится, даже если материальные условия будут не самые хорошие. За борьбу с греховным самолюбием, за жертвенную любовь Бог благословит их семейным счастьем.

Это не мои предположения. Послушаем вещее слово старца Иоанна (Крестьянкина):

«Настоящий брак – это такое же отречение от себя, как монашество, а по размеру ответственности еще более серьезное, так как отвечаешь за двух».

Кто-то подумает, что старец Иоанн дает слишком монашескую трактовку семейной жизни. Нет, ровно такое же понимание было у семейного человека Сергея Фуделя:

«Одному жить всегда легче. Вступить в брак – это значит “потесниться”, уступить часть своего места, выпихнуть из себя много своей “самости” ради другого»[2].

Вступить в брак – это значит «потесниться», выпихнуть из себя много своей «самости» ради другого

Вопрос о создании семьи в прошлом решали родители, и они лишь прислушивались к мнению жениха и невесты. Постепенно уходит в прошлое и ситуация, когда выбирает только жених, а невеста лишь соглашается на брак или отказывает. Активность невесты в наши дни повысилась, порой запредельно. Эмансипированные девушки всеми средствами пытаются заполучить «оптимального» мужа. В результате часто получается незаконное сожительство («гражданский брак») или безответственный брак (с изменами, брошенными детьми).

Не все средства хороши. Цель не оправдывает средства. Преподобный Симеон Новый Богослов настаивал:

«Добро уже не добро, когда не бывает добрым образом и как следует».

Нам очень не хватает традиционных аскетических запретов: нельзя рассматривать в качестве жениха женатого человека, а в качестве невесты – замужнюю женщину. Грешно разрушать чужую семью. На чужом несчастье счастья не построишь.

Нам очень не хватает традиционных аскетических запретов и предостережений: о чужой семье, о браке с неверующим

Нам не хватает вековых аскетических предостережений: старец Иоанн (Крестьянкин) отказывался благословлять брак между верующим во Христа и неверующим[3]. Весьма рискованно начинать семейную жизнь в ситуации острого духовного разногласия[4]. Мы рискуем не только счастьем для себя и своих детей, но и спасением.

Да, с аскетической точки зрения семья – это именно путь спасения. Призвание от Бога к семейной жизни имеет абсолютное большинство людей. Реализовать это призвание не у всех получается. У родителей и взрослеющих детей есть причины молиться Богу, чтобы Создатель указал нам семейный путь спасения, устроил судьбу, даровал невесту или жениха и освятил брак. Не просто одинокая молитовка о будущей семье время от времени, а посильный совместный молитвенный подвиг: «Просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам» (Лк. 11: 9).

X
X
Включение уведомлений    Ok No thanks