О значении храма Божьего в жизни православного христианина

Христиане — богатые люди, их богатство измеряется не рублями и не долларами — ценность его не в земных преходящих мерах. Это богатство: вера в Бога и покровительство Духа Святого, который сопровождает нас с момента нашего крещения всю жизнь.

Дух Святой — это та неземная сила, которая хранит нашу душу от помыслов лукавых, а тело — от греховных дел. И если мы полностью вверяем себя Богу, то Дух Святой с нами. Но человек слаб, и к большинству из нас относятся слова Иисуса Христа, сказанные Им в притче о сеятеле, который сеял добрые семена, но не все принесли плоды: «А упавшие в терние, — это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8, 14).

Дух Святой предостерегает нас от опасностей духовных и физических через совесть, постоянно напоминает нам о наших обязанностях, помогает различить доброе и злое. Однако нельзя думать, что мы, крестившись, можем ни о чем не беспокоиться, и Дух Святой будет всегда с нами. Нет! Нужно духовно бодрствовать и трудиться, чтобы не потерять Его. Преподобный Серафим Саровский постоянно повторял: «Стяжите Духа Святого!», то есть живите так чтобы быть достойными благодати Святого Духа, чтобы Он был всегда с нами. Но как добиться этого? Ведь все наше окружение противится этому. Множество людей впало в язычество, только теперь поклоняются не деревянным или глиняным божкам, а таким идолам как деньги, дорогие автомашины и дома, наряды и драгоценности, людская слава.

Человек слаб, и трудно устоять в современном мире, который не только действует через глаза, но оглушает нас неистовыми воплями модных эстрадников, прославляющих житейские пороки и жизнь, достойную не человека, а животного. Не все выдерживают этот натиск, с каждым годом все больше самоубийц, в том числе среди молодых и физически здоровых людей. Основная причина в том, что люди забыли Бога, многие и не знали Его и не признают христианскую Церковь. Живя в стране с древности православной, уклоняются в сторону сектантства и оккультизма.

В день Пятидесятницы мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, а через них и на всех, пришедших к Христу. Этот день является и днем рождения христианской Церкви, о которой ее основатель Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Иногда можно слышать, что можно быть христианином, делать добро, не нарушать заповеди, а в храм не ходить. Это глубокое заблуждение! Люди без посещения храма оказываются вне Церкви, они как стадо без пастыря. Они разбредутся, и волки погубят его. Особенно теперь, когда на Православную Церковь ополчились сотни проповедников различных сект, прибывших со всех сторон и смущающих наш народ.

Православная Церковь — носитель Истины. Она, получив от Господа Дух Святой, отечески увещевает и верных и колеблющихся и щедро оделяет тех и других дарами благодати. Чтобы осуществлялась эта миссия, Дух Святой направляет Церковь и наделяет ее силой убеждения и исцеления от греха. Церковь, верно хранящая заповеди любви к Богу и ближним, смирения, самоотвержения, возвещает о Царствии Божьем всем народам, началом Которого она и есть. Дух Святой делает Церковь «Храмом Бога Живого» (2 Кор. 6, 16).

Желание и дело Святого Духа в сердце Церкви. В самый торжественный момент Божественной литургии священник трижды восклицает: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благиий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Он просит за всех, собравшихся в храме, сохранить с нами присутствие Святого Духа и обновить наши сердца, которые неизбежно загрязняются во тьме греховной жизни. Велика сила этой молитвы, ибо Христос невидимо предстоит у Престола! Поэтому не бойся «малое стадо» — Церковь Святая как крепость Вышнего защитит тебя.

Православная Церковь — это объединение людей, исповедующих учение Христа, крещеных и следующих заповедям Бога. Община имеет объединяющий ее центр — православный храм. И, как большая семья собирается вместе в родительском доме в дни семейных праздников, так и христианская община — тоже семья — собирается в храме.

Православный храм в отличие от иудейской синагоги или магометанской мечети не есть только помещение, где собираются и молятся верующие. В православном храме совершаются таинства, и из них самое главное, — таинство Евхаристии, при котором, по учению Церкви, незримо присутствует Сам Иисус Христос. Сам Он на жертвеннике священнодействует и приносит бескровную жертву Богу за грехи мира, за живых и умерших. В это время православные после надлежащей духовной подготовки, исповедания своих грехов перед священником и получения отпущения их приобщаются Тела и Крови Христовых, сливаясь в этот момент с Ним и получая неземное блаженство.

По традиции Православной Церкви храм предназначен для коллективной молитвы. Вся обстановка храма: чтение молитв и Священного Писания, пение певческое и всех молящихся, возгласы священника, теплящиеся у икон свечи — всё это объединяет собравшихся и поднимает человека ввысь над суетным миром, — «Горе имеем сердца» — восклицает священник. Индивидуальная же молитва в храме в перерыве между богослужениями у нас, в отличие от католической церкви, не получила распространения.

Храм способствует объединению людей. В нем мы все чада Отца небесного, все устремлены к Нему, все связаны единством евангельской истины и даров благодати Божьей: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Поэтому так неуместно, даже греховно нарушать посторонними словами или действиями молитвенную сосредоточенность верующих, собравшихся в храме. Дьявол использует любой момент, чтобы внушить нам греховные мысли. Это может случиться и в храме, когда мы начинаем гневаться на человека, который задел нас, проходя вперед, осуждая других за якобы неподходящую для храма одежду, обвиняем хор в пении — «не как у нас в деревне», обижаясь на священника за его увещевание во время исповеди, которое ущемляет нашу гордость. Люди стараются оправдаться в своих грехах, ссылаясь на дьявола, но совершаем-то мы грех сами! И наша вина в том, что мы плохо следим за чистотой своей души и легко поддаемся советам темных сил. Сердце гордеца подобно камню: слова принимаем с радостью, но плохо исполняем. Храм Божий помогает нам осознать себя и вернуться в единое стадо Христово — в Его Церковь.

Святитель Тихон Задонский писал: «Уподобляется Церковь Христова кораблю, который на море мира сего плавает и к тихому вечного покоя пристанищу стремится. Как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего корабля есть Сам Христос, Сын Божий, ветрам и морю повелевающий» (Мф. 8, 26-27).

Христианский храм изображает благодатную вселенскую Церковь Христову. Здесь есть все необходимое для спасения каждого православного христианина. Здесь подаются различные дары Святого Духа в спасительных таинствах, — дары, необходимые для возрождения, укрепления и усовершенствования человека в благодатной жизни.

Если у вас горе или что-то не ладится — идите в храм и получите утешение; если у вас всё хорошо — идите в храм и возблагодарите Господа за все Его блага, и не лишитесь благодати.

Идите в Храм Божий, и Дух Святой будет всегда с вами!

Автор: схиигумен Сергий (ЗЛАТОУСТОВ)

Источник: Православие в Татарстане

X
X
Включение уведомлений    Ok No thanks