История села Пестрецы

Пестречинская улица (дореволюционный снимок)Православие как основа жизни духовной в нашем крае истоками уходит в 16 век, когда Казанские земли стали частью Российского государства. К этому же времени относится и начало истории села Пестрецы. Примерно в 1560-65 годах по Указу Ивана Грозного «земли от Шихазды до Девлизерского оврага передаются в вотчинное пользование Троицко-Сергиевскому монастырю с горы Свияжской». Мастеровые из Костромского края, строители этого монастыря, начинают заселять здешние места. Поселение назвали Троицкая пустошь. Через некоторое время была построена деревянная церковь Святого Николая-Угодника и Сергия Радонежского. Название церкви легло в наименование села Никольским. Несколько десятков лет оно существовало под этим названием.
В архивах Казанского госуниверситета хранится подлинный письменный источник – рукопись середины 17 века, имеющая прямое отношение к истории Пестрецов. В источнике сказано: «Лета в 7158-го (1650 года) генваря живоначальные Троицы-Сергиева Казанского монастыря память мне строителю старца Кирилу Конищеву, заговорил крестьянин Офонасья Бедерева ис поместья, его Иван Оксенов того же Троицко-Сергиева монастыря в вотчине Малых Пестрецов…». Этот документ дает право утверждать, что в 1650 году наше село уже называлось Пестрецы.
В писцовых книгах Казанского уезда, относящихся к 16-17 векам, есть несколько зафиксированных фактов перемещения населения, где упоминается поселение Пестрецы с координатами ныне существующего села.
Стоит упомянуть о двух версиях топонимического названия «Пестрецы». По первой версии село получило такое название в честь гриба, называемого пестрец, который в больших количествах водился в мае-июне в местном лесу и поставлялся возами в Казань и другие населенные пункты продавцами, которых так и называли – “пестрецы”, а их село, откуда везли эти грибы, из Никольского постепенно превратилось в Пестрецы. По другой версии, название селу дал пестрый мастеровой люд, поселившийся в Троицкой пустоши, среди которых были каменщики, плотники, столяры, паркетчики, маляры, гончары, кузнецы.
Что касается мастерового люда, то наше село славилось ими на протяжении всей своей истории. В архивах Казани есть множество документов, которые это подтверждают. Так, изданный в 1885 году «Список населенных пунктов Казанского уезда с кратким их описанием» перечисляет промыслы жителей Пестрецов: 28 человек – горшечники, 10 человек изготовляли кирпич, 6- скорняжничали, 1 – делал колеса, 1 – дровни, 2- клещи для хомутов, 2- ткацкие станки, 2- столярничали, 2- изготовляли паркет, 3- кузнечили, 4- били масло, 1 – окрашивал и набивал ткани, 4 – пчеловода содержали 300 ульев, 1- молол муку. С 1872 года в Пестрецах открылось земское училище, в котором работал 1 законоучитель, 2 учительницы; обучалось 66 мальчиков и 1 девочка.
Гончарная мастерская - ныне действующий храмОсобо стоит сказать о гончарном промысле, тем более и история Никольского прихода с ним связана, так как здание современного храма в с.Пестрецы когда-то принадлежало знаменитой гончарной мастерской Ильинских, открытой супругами –художниками из Петербурга . Это открытие состоялось благодаря тому, что продукция пестречинских гончаров получила высокую оценку на научно-промышленной ярмарке, состоявшейся в Казани в 90-е годы позапрошлого века. Именно после этого Казанское уездное земство предоставило средства для постройки в Пестрецах новых усовершенствованных печей для обжига, другого гончарного оборудования. А 1911 году в Пестрецы приехали талантливые петербургские художники-керамисты, выпускники училища Штиглица супруги Ильинские. Приехали, чтобы вдохнуть новую жизнь в старый гончарный промысел, построить на земские деньги керамическую мастерскую и возглавить ее. До этого изделия пестречинских гончаров были дешевы, в основном хозяйственная посуда, которую возили на казанские базары. Но в городе рос спрос на современные и более изящные изделия из керамики. И Ильинские сосредоточили свое внимание именно на них.
Александр Иванович преподавал в открывшейся мастерской технологию производства керамики, его супруга вела такие предметы, как композиция, лепка, декорирование. Учил пестречинских ребят и мастер гипсоформовочного дела датский подданный Теодор Юлиус. Дело было поставлено на широкую ногу, появилось много новаций. Ильинские впервые на обыкновенную лепную керамику наложили татарский орнамент, что придало ей своеобразие и оригинальность. Вскоре такую посуду высокохудожественного уровня стали изготавливать ученики Ильинских, пестречинцы: Кирюшин, Мишухин, Родионов, Потапов, Моисеев. Известно, что керамические изделия из Пестрецов были на выставках за границей, есть они и в Эрмитаже. Что-то можно увидеть в местном краеведческом музее.
К сожалению, трагические события российской истории 20 века привели к закрытию и забвению и этого производства.

История прихода до 30-х годов XX века

Никольский приход имеет давнюю историю, которая, безусловно, связана с историей страны, с историей народа. Приход проживал и переживал вместе с народом, с прихожанами события большие и малые, радостные и трагические, повседневные и эпохальные.
В 1819 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм во имя Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского и Пресвятой Троицы. Храм построен на возвышенности, с юга болотистая местность, ранее было озеро, которое постепенно заиливалось, засыпалось.
Трехпрестольный каменный храм перед закрытиемАрхивные данные 19 и начала 20 веков, редкие фотографии позволяют представить, что представлял собой храм, как проистекала жизнь прихода. Внешний вид храма по фотографиям и описаниям воссоздал Р.Эсеинов.
В справочной книге Казанской епархии, изданной в 1909 году, под порядковым номером 102 приводится следующее описание : с.Пестрецы (Никольское). Приход с 1780 г. Церковь каменная, построена в 1819г. на средства прихожан, трех-престольная: главный, холодный – во имя Святого Николая Чудотворца; пределы теплые, с правой стороны – во имя Святой Троицы, с левой – во имя Сергия Радонежского.» В справочной книге указывается: количество дворов в приходе – 384, общее количество прихожан мужского пола -1094, женского – 1199; по национальности и вероисповеданию – русские, православные; в селе работают земские мужская и женская школы, церковно-приходская школа. Справочная книга в штате прихода называет двух священников: Сергея Ивановича Писарева и Пантелеимона Иасоновича Соколова; диакона Андриана Александровича Троицкого и двух псаломщиков: Варварина С.А. и Высоцкого М.А. Эти скупые данные и цифры скрывают за собой насыщенную жизнь с ее повседневными заботами, радостью и светом таких праздников как Рождество и Пасха, с рождением и крещением детей. Сохранились списки церковных хоров Никольского прихода, где пели целыми семьями: Бабушкины, Сазоновы, Гнидины, Гусевы, Чесноковы, Пашины, Поляковы, Васины, Евстигнеевы, Смолевы.
Из истории мы знаем о земской реформе Александра Освободителя и о реформах Петра Столыпина, которые давали начало экономическому и духовному возрождению России и ее народов. Но случилось то, что патриарх Тихон обозначит как «Россия в проказе». Пришедшие к власти в 1917 году силы не захотели договориться и страна вверглась в пучину братоубийственной гражданской войны, которая перевернула основы и устои жизни людей, изменила историю страны вопреки законам добра и света, законам логики. В самом начале этих событий в январе 1918 года в Новогоднем слове патриарх Тихон скажет: «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к деньгам, упились вином свободы… Заботимся о том, что преходит, прилежать же о душе бессмертной совсем забываем… Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим». Не услышали и не обратились! Что за этим последовало, мы знаем.
Каменный храм в 30-е годы XX векаЖизнь Никольского прихода после революции и гражданской войны уже не текла своим чередом, она еще происходила какое-то время по инерции, благодаря тому, что приход был далек от тех мест, где вершились страшные дела. Но избежать участи тысяч приходов и храмов в государстве воинствующего атеизма Никольскому приходу не удалось. Показательна история здания храма, которое по воспоминаниям старожилов, хоть и не было разрушено физически, но было экспроприировано, все ценное растворилось во времени и пространстве, а в уцелевших стенах размещались магазины, ресторан. В настоящее время на месте здания храма вновь торговые ряды.
Последним священником Никольского прихода в Пестрецах был Далызин Степан Иванович, который служил с 1925 года по 1937 год, когда приход был закрыт. Это были страшные годы в истории страны и церкви. Можно только догадываться, что пришлось испытать отцу Степану, у которого была большая семья. В стране везде шла охота на «врагов народа» и священники в списках таких «врагов» занимали первые строчки. Дочь священника Раиса Степановна не хотела много говорить об этом ( к сожалению, ее не стало чуть более года назад – она умерла 7 июля 2013 г.), но известно, что отец Степан в 30-х годах неоднократно вызывался в НКВД, чудом избежал ареста в эти годы. Но власть, все-таки, не оставила его в покое. После закрытия прихода, отец Степан работал в разных артелях счетоводом, кассиром; по ложному обвинению в 1940 году был арестован и отправлен в Минскую область, где с началом войны пропал без вести.
Восхищает и поражает судьба семьи священника! В ней отразилась трагическая и драматическая судьба всей России. Сыновья: Виктор,1913г.р.,погиб на фронте в 1942 году; Валентин, 1915г.р.,погиб в Германии в самом конце войны. Дочери: Лидия, 1918г.р.,участница Великой Отечественной войны, после много лет работала на железной дороге; Раиса, 1922г.р.,участница Великой Отечественной войны, воевала на Дальневосточном фронте, имела боевые награды, ветеран педагогического труда; Людмила, 1924 г.р., участница Великой Отечественной войны, принимала участие в обороне Москвы, проживает в Москве; приемная дочь, татарка по крови, Тамара, 1925 г.р., также была участницей боевых действий, имела награды. Все люди родом из детства и мы обнаруживаем небывалую силу духа, которую привил своим детям отец Стефан.

90-е годы XX века – начало возрождения

Когда в Пестрецах закрыли церковь, многие Пестречинцы ходили в Аркатовскую церковь, в церковь в Казань, в Царицыно. По большим праздникам собирались по домам и молились.
Зинаида Степановна вспоминает:
“Я Степанова Зинаида дочь Ксении Дорофевой. Моя мама была из рода верующих, её предки (мужчины) как только заканчивали уборочные работы , уходили с сумой за плечами в паломничество и возвращались под конец зимы.
Мама тоже из семьи верующих: её братья пели на клиросе.
Когда разорили церкви, людям не хватало общения с единоверцами для молитвы. Верующие женщины собирались у мамы в доме, пока она жила в Козылях, молились.
Когда деревня распалась, все жители из неё уехали. Мама в 1981 году поселилась в Пестрецах. Землячки, также переехавшие из Козылей, бабушки, тетя Маша Сорокина, тетя Паша Агеева, тетя Валя Дорофеева, тетя Паша Павлова стали ходить к ней на молитву.
Потом пестречинцы стали узнавать, что в этом доме молятся и людей стало собираться все больше и больше. Со временем становилось тесно и душно.
Собирались и в других домах села Пестрецы. Потом Кузнецова И. И., Матросова А.Г. стали ходатайствовать, чтобы дали им другое, более подходящее помещение.”
В 90-е годы стали открываться храмы. Там же где церкви были разрушены или отсутствовали, приспосабливались под богослужебные цели т.н. молельные дома. Внешне они поначалу оставались прежними, а затем уже на крышах устанавливался крест, а внутри выделялась часть помещения под алтарь.
Так было и в Пестрецах. Уже на первом сходе 2 июня 1994 года, когда собралось 257 человек, в присутствии Главы района было решено образовать общину православных христиан и богослужения проводить регулярно, пригласив священника.
Молитвенный дом по ул.Советской, дом 50Первый народный сход православных жителей был насыщен эмоциями, как после засухи люди осознали, что они могут исправить то, что было сломано в духовной жизни села. Звучали предложения строить церковь у памятника или же на месте бывшего пожарного депо. Кто-то даже предложил начать строительство на месте, где ранее располагалась редакция и типография (ныне – банк “Ак Барс”).
5 августа 1994 года вышло Постановление “О распределении квартир” определявшее, что “освободившийся жилой дом №50 по ул.Советской выделяется под церковь”. Данное решение было закреплено “Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”.
11 апреля 1997 года Совет Пестречинского местного самоуправления расширил территорию молельного дома.
Возрождение приходской жизни было трудным: нужно было многое начинать с самого начала. Первой старостой была Кузнецова Ираида Ильинична. Сама приобретала богослужебные книги, совместно с прихожанами формировала библиотеку. За церковной утварью для богослужений и распространения приходилось выезжать за пределы села или даже республики. В те времена было сложно что-либо приобрести для приходской деятельности. Церковь православная только восстанавливалась, вставала на ноги. Большое число людей только начали осознавать себя православными. Однако, как и бывает на приходе: желающих получить готовые результаты в Пестрецах было больше, чем верующих труженников.
Были и внутренние нестроения на приходе. Но как трудности роста были со временем преодолены. К сожалению, уже в первые три года сменилось три настоятеля.
Настоятели прихода в 90-х годах XX века
Возможно, по этой причине были некоторые разногласия. Но и не для кого не секрет, что после обвала экономики ко времени девальвации рубля (1998 год), когда тысячные купюры “теряли нули” было бы практически невозможно отстроить новую церковь. За кладбищем на ул.Никольской был заложено основание под церковь, но после установки фундамента строительство остановилось. Было бы не лишним отметить, что даже за фундамент приход не смог рассчитаться своими силами.
В 2000 году настоятелем стал протоиерей Сергий Степанов. К этому времени здание молельного дома обветшало. У дореволюциннной постройки полы в храмовой части стали провисать под тяжестью богомольцев. Было необходимо срочное решение вопроса.
Прихожане собрали около 1000 подписей для рассмотрения вопроса на высшем республиканском уровне. Минтимер Шарипович, президент республики, взял вопрос под личный контроль. Администрация района предложила готовое здание оставленного больницей хирургического отделения. Для осмотра приехал Владыка Анастасий. Архиепископу здание понравилось. Трехсторонняя встреча Главы района, настоятеля храма и правящего архиерея привела к решению приспособить больничное здание под церковь. Таким образом, 800 квадратных метров и 0,5 га были переданы приходу.

Современность (2000-е годы)