«Священное и в золотом окладе». Что мешает людям просто сесть и почитать Евангелие

Можно ли обойтись без священника и обсуждать его с друзьями и детьми

Можно ли просто открыть Евангелие, сесть кружком дома и почитать? Подключиться к друзьям по интернету и почитать группой? «А вдруг мы что-то неправильно истолкуем?», «Читать дома в семейном кругу не так сакрально, как в храме!»
Такие фразы нередко можно услышать от благочестивых прихожан. Но даже если и нет — готовы ли мы каждый день открывать Евангелие как любимую книгу? О Евангелии в жизни каждого рассуждает протоиерей Геннадий Фаст, настоятель Абаканского храма равноапостольных Константина и Елены, миссионер и богослов.

— Отец Геннадий, сейчас во многих храмах существуют евангельские группы, есть и евангельские группы онлайн. Но многие до сих пор считают, что такие кружки без священника — это признак обновленчества.

— Никто еще не дал определения термину «обновленчество». И у нас сейчас это слово стало синонимом чего-то ужасного. Безусловно, это ужасно — после того, как в 20-х и 30-х годах люди под этим названием предавали Церковь и собратьев. Но что такое обновленчество сейчас? Чесноков, Бортнянский — это обновленчество же? Представьте себе Бортнянского в XVI веке. Иван Грозный зашел бы в храм, а там Бортнянского поют. Думаю, что были бы очень интересные последствия. Или иконостас у нас — полностью отгораживающий алтарь от храма. В Киевской Руси его не было! На Ближнем Востоке мы и сейчас еще можем видеть храмы, где иконостас действительно иконостас, то есть иконодержатель. Два иконодержателя — на одном икона Спасителя, на другом икона Божьей Матери.

Традиции нашей Церкви многообразны. А слово «обновленчество» создано, чтобы ошельмовать и отпугивать. Мне оно иногда напоминает слово «антисоветский». Раньше, помню, стоило сказать «антисоветский» — и всё, ату, его надо исключать из университета, его надо изгонять с работы. А лучше вообще запрятать в тюрьму. Так что не надо нам уподобляться такому, какую-то церковно-партийную линию вести.

Церковь — это народ Божий, это семья во Христе, где Господь — глава, где есть пастыри, где есть учителя. Господь поставил и учителей, они вообще-то перечисляются в Послании к Ефесянам апостола Павла — «пастырь и учитель». То есть существует учитель, но не пастырь. Например, Ефрем Сирин не был пастырем, он был дьяконом. Максим Исповедник был просто монахом. Это великие учителя Церкви, но они не были пастырями.

Дар учительства перечисляется в Послании к Коринфянам как одно из девяти дарований Духа Святого. Каждый верующий имеет дары Духа Святого, они даются в Таинстве миропомазания. Чтобы дальше он в силу дара служил Господу.

— Какие могут быть риски у чтения Евангелия без возглавляющего группу священника, у которого есть специальное образование? Можем ли мы, читая верующим сердцем, как-то неправильно истолковать Евангелие?

— Формы складываются естественным образом, в зависимости от обстоятельств. Чаще всего евангельскую группу возглавляет священник, по крайней мере так у нас в Сибири. В столицах, насколько я знаю, есть группы, которые возглавляют миряне. Но там и ситуация другая — много образованных братьев, которые окончили катехизационные курсы или университет, прошли оглашение. А священник, особенно в крупных храмах, бывает перегружен своими послушаниями. Поэтому это нормальное явление, если не священник ведет группу, а катехизатор, например. Еще не будучи священником, я такие группы вел — меня благословляли настоятели.

1. Не всегда на аналое

— Сейчас в группы на приходе не соберешься. А если дома семьей читать, с детьми? Кто тогда будет ведущим этого «евангельского кружка»?

— Чтение Священного Писания как индивидуальное, так и семейное — довольно традиционная в православии вещь. Очень многие православные христиане, те самые платочки, которыми Россия спасалась в советские годы, читали дома утреню или вечерню, кафизмы, плюс главу из Евангелия, главу из Апостола. Поколение, которое старше меня, просто массово это делало. Так что если сейчас молодое поколение этого не делает, то скорее обновленчеством будет НЕ читать Евангелие. Иногда спрашивают: можно сидя читать, или обязательно стоя у аналоя перед иконами? И та, и та практика имела место.

Писание и жития обычно читались во всех благочестивых православных семьях. Конечно, очень хорошо прочитать толкование к отрывку, но, исходя из реальности, это еще надо время иметь, если плюс к чтению самого текста ты прочитываешь, допустим, толкование Иоанна Златоуста. Там разъяснения на один стих — на полстраницы или больше. Конечно, чтение святых отцов открывает нам целый океан любви и премудрости. Но если говорить о повседневности, то желательно, чтобы было время на личное и семейное чтение Священного Писания — это основное и главное.

— В случае чтения семейным кругом даже ребенок может высказаться о том, как он это понимает?

— Естественно. Совместное чтение, совместное обсуждение — это нормальная практика. И с детьми возможно на их языке, на их понятийном уровне обсуждать Слово Божие.

X
Включение уведомлений    OK No thanks