Православие как основа жизни духовной в нашем крае истоками уходит в 16 век, когда Казанские земли стали частью Российского государства. К этому же времени относится и начало истории села Пестрецы. Примерно в 1560-65 годах по Указу Ивана Грозного «земли от Шихазды до Девлизерского оврага передаются в вотчинное пользование Троицко-Сергиевскому монастырю с горы Свияжской». Мастеровые из Костромского края, строители этого монастыря, начинают заселять здешние места. Поселение назвали Троицкая пустошь. Через некоторое время была построена деревянная церковь Святого Николая-Угодника и Сергия Радонежского. Название церкви легло в наименование села Никольским. Несколько десятков лет оно существовало под этим названием.

В архивах Казанского госуниверситета хранится подлинный письменный источник – рукопись середины 17 века, имеющая прямое отношение к истории Пестрецов. В источнике сказано: «Лета в 7158-го (1650 года) генваря живоначальные Троицы-Сергиева Казанского монастыря память мне строителю старца Кирилу Конищеву, заговорил крестьянин Офонасья Бедерева ис поместья, его Иван Оксенов того же Троицко-Сергиева монастыря в вотчине Малых Пестрецов…». Этот документ дает право утверждать, что в 1650 году наше село уже называлось Пестрецы.

В писцовых книгах Казанского уезда, относящихся к 16-17 векам, есть несколько зафиксированных фактов перемещения населения, где упоминается поселение Пестрецы с координатами ныне существующего села.

Стоит упомянуть о двух версиях топонимического названия «Пестрецы». По первой версии село получило такое название в честь гриба, называемого пестрец, который в больших количествах водился в мае-июне в местном лесу и поставлялся возами в Казань и другие населенные пункты продавцами, которых так и называли – “пестрецы”, а их село, откуда везли эти грибы, из Никольского постепенно превратилось в Пестрецы. По другой версии, название селу дал пестрый мастеровой люд, поселившийся в Троицкой пустоши, среди которых были каменщики, плотники, столяры, паркетчики, маляры, гончары, кузнецы.

Что касается мастерового люда, то наше село славилось ими на протяжении всей своей истории. В архивах Казани есть множество документов, которые это подтверждают. Так, изданный в 1885 году «Список населенных пунктов Казанского уезда с кратким их описанием» перечисляет промыслы жителей Пестрецов: 28 человек – горшечники, 10 человек изготовляли кирпич, 6- скорняжничали, 1 – делал колеса, 1 – дровни, 2- клещи для хомутов, 2- ткацкие станки, 2- столярничали, 2- изготовляли паркет, 3- кузнечили, 4- били масло, 1 – окрашивал и набивал ткани, 4 – пчеловода содержали 300 ульев, 1- молол муку. С 1872 года в Пестрецах открылось земское училище, в котором работал 1 законоучитель, 2 учительницы; обучалось 66 мальчиков и 1 девочка.

Здание гончарного училища. Сейчас в нем находится действующий храм.

Особо стоит сказать о гончарном промысле, тем более и история Никольского прихода с ним связана, так как здание современного храма в с.Пестрецы когда-то принадлежало знаменитой гончарной мастерской Ильинских, открытой супругами –художниками из Петербурга . Это открытие состоялось благодаря тому, что продукция пестречинских гончаров получила высокую оценку на научно-промышленной ярмарке, состоявшейся в Казани в 90-е годы позапрошлого века. Именно после этого Казанское уездное земство предоставило средства для постройки в Пестрецах новых усовершенствованных печей для обжига, другого гончарного оборудования. А 1911 году в Пестрецы приехали талантливые петербургские художники-керамисты, выпускники училища Штиглица супруги Ильинские. Приехали, чтобы вдохнуть новую жизнь в старый гончарный промысел, построить на земские деньги керамическую мастерскую и возглавить ее. До этого изделия пестречинских гончаров были дешевы, в основном хозяйственная посуда, которую возили на казанские базары. Но в городе рос спрос на современные и более изящные изделия из керамики. И Ильинские сосредоточили свое внимание именно на них.

Александр Иванович преподавал в открывшейся мастерской технологию производства керамики, его супруга вела такие предметы, как композиция, лепка, декорирование. Учил пестречинских ребят и мастер гипсоформовочного дела датский подданный Теодор Юлиус. Дело было поставлено на широкую ногу, появилось много новаций. Ильинские впервые на обыкновенную лепную керамику наложили татарский орнамент, что придало ей своеобразие и оригинальность. Вскоре такую посуду высокохудожественного уровня стали изготавливать ученики Ильинских, пестречинцы: Кирюшин, Мишухин, Родионов, Потапов, Моисеев. Известно, что керамические изделия из Пестрецов были на выставках за границей, есть они и в Эрмитаже. Что-то можно увидеть в местном краеведческом музее.

К сожалению, трагические события российской истории 20 века привели к закрытию и забвению и этого производства.

Материал подготовила Ирина ВАСИЛЬЕВА, преподаватель ПСОШ No1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *