Никольский приход имеет давнюю историю, которая, безусловно, связана с историей страны, с историей народа. Приход проживал и переживал вместе с народом, с прихожанами события большие и малые, радостные и трагические, повседневные и эпохальные.

В 1819 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм во имя Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского и Пресвятой Троицы. Храм построен на возвышенности, с юга болотистая местность, ранее было озеро, которое постепенно заиливалось, засыпалось.

Архивные данные 19 и начала 20 веков, редкие фотографии позволяют представить, что представлял собой храм, как проистекала жизнь прихода. Внешний вид храма по фотографиям и описаниям воссоздал Р.Эсеинов.

В справочной книге Казанской епархии, изданной в 1909 году, под порядковым номером 102 приводится следующее описание : с.Пестрецы (Никольское). Приход с 1780 г. Церковь каменная, построена в 1819г. на средства прихожан, трех-престольная: главный, холодный – во имя Святого Николая Чудотворца; пределы теплые, с правой стороны – во имя Святой Троицы, с левой – во имя Сергия Радонежского.» В справочной книге указывается: количество дворов в приходе – 384, общее количество прихожан мужского пола -1094, женского – 1199; по национальности и вероисповеданию – русские, православные; в селе работают земские мужская и женская школы, церковно-приходская школа. Справочная книга в штате прихода называет двух священников: Сергея Ивановича Писарева и Пантелеимона Иасоновича Соколова; диакона Андриана Александровича Троицкого и двух псаломщиков: Варварина С.А. и Высоцкого М.А. Эти скупые данные и цифры скрывают за собой насыщенную жизнь с ее повседневными заботами, радостью и светом таких праздников как Рождество и Пасха, с рождением и крещением детей. Сохранились списки церковных хоров Никольского прихода, где пели целыми семьями: Бабушкины, Сазоновы, Гнидины, Гусевы, Чесноковы, Пашины, Поляковы, Васины, Евстигнеевы, Смолевы.

Из истории мы знаем о земской реформе Александра Освободителя и о реформах Петра Столыпина, которые давали начало экономическому и духовному возрождению России и ее народов. Но случилось то, что патриарх Тихон обозначит как «Россия в проказе». Пришедшие к власти в 1917 году силы не захотели договориться и страна вверглась в пучину братоубийственной гражданской войны, которая перевернула основы и устои жизни людей, изменила историю страны вопреки законам добра и света, законам логики. В самом начале этих событий в январе 1918 года в Новогоднем слове патриарх Тихон скажет: «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к деньгам, упились вином свободы… Заботимся о том, что преходит, прилежать же о душе бессмертной совсем забываем… Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим». Не услышали и не обратились! Что за этим последовало, мы знаем.

Жизнь Никольского прихода после революции и гражданской войны уже не текла своим чередом, она еще происходила какое-то время по инерции, благодаря тому, что приход был далек от тех мест, где вершились страшные дела. Но избежать участи тысяч приходов и храмов в государстве воинствующего атеизма Никольскому приходу не удалось. Показательна история здания храма, которое по воспоминаниям старожилов, хоть и не было разрушено физически, но было экспроприировано, все ценное растворилось во времени и пространстве, а в уцелевших стенах размещались магазины, ресторан. В настоящее время на месте здания храма вновь торговые ряды.

Последним священником Никольского прихода в Пестрецах был Далызин Степан Иванович, который служил с 1925 года по 1937 год, когда приход был закрыт. Это были страшные годы в истории страны и церкви. Можно только догадываться, что пришлось испытать отцу Степану, у которого была большая семья. В стране везде шла охота на «врагов народа» и священники в списках таких «врагов» занимали первые строчки. Дочь священника Раиса Степановна не хотела много говорить об этом ( к сожалению, ее не стало чуть более года назад – она умерла 7 июля 2013 г.), но известно, что отец Степан в 30-х годах неоднократно вызывался в НКВД, чудом избежал ареста в эти годы. Но власть, все-таки, не оставила его в покое. После закрытия прихода, отец Степан работал в разных артелях счетоводом, кассиром; по ложному обвинению в 1940 году был арестован и отправлен в Минскую область, где с началом войны пропал без вести.

Восхищает и поражает судьба семьи священника! В ней отразилась трагическая и драматическая судьба всей России. Сыновья: Виктор,1913г.р., погиб на фронте в 1942 году; Валентин, 1915г.р., погиб в Германии в самом конце войны. Дочери: Лидия, 1918г.р., участница Великой Отечественной войны, после много лет работала на железной дороге; Раиса, 1922г.р., участница Великой Отечественной войны, воевала на Дальневосточном фронте, имела боевые награды, ветеран педагогического труда; Людмила, 1924 г.р., участница Великой Отечественной войны, принимала участие в обороне Москвы, проживает в Москве; приемная дочь, татарка по крови, Тамара, 1925 г.р., также была участницей боевых действий, имела награды. Все люди родом из детства и мы обнаруживаем небывалую силу духа, которую привил своим детям отец Стефан.

Материал подготовила Ирина ВАСИЛЬЕВА, преподаватель ПСОШ No1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *